Культурное разнообразие, или Философия «Нового века»

Тот, кто учился или учится в американском учебном заведении, тот наверняка знаком с предметом, который по-английски называется “cultural diversity”, что в переводе на русский значит «культурное разнообразие». На многих программах «культурное разнообразие» (diversity) – это отдельный предмет, который является обязательным. В тех учебных заведениях, где «культурное разнообразие» не выделено в отдельный предмет, там эта тема интегрирована в программу других предметов, таких как психология, философия, педагогика, медсестринское дело… Практически в любом учебнике одна глава обязательно посвящена «культурному разнообразию». Итак, «культурное разнообразие» – что это такое?

Возьмите любой учебник, откройте соответствующую главу, и вы увидете, что, на первый взгляд, там идёт речь о разных расах, разных народах, разных религиях. И цель этого предмета, опять таки, на первый взгляд, – помочь людям разных культур и вероисповеданий найти общий язык. Задача действительно очень важная, особенно если учесть, что в Америке проживают выходцы из всего мира, и к тому же во всём мире много говориться о глобализации. Но давайте вспомним историю.

Римская империя в своё время завоевала обширные территории, на которых проживало множество народов со своими традициями и религиями. Поэтому для римских императоров было очень важно сохранить межнациональный мир в стране. И они попытались решить этот вопрос очень просто. Они дали одинаковые права всем завоёванным ими народам. Другими словами, каждый народ имел право поставить своего идола в Риме и свободно выполнять свои языческие обряды. Может показаться, что римское общество было действительно демократическим, которое терпимо относилось ко всем людям, вне зависимости от их религии и языка. Однако, христиане подвергались жесточайшим гонениям. В Римской империи были замучены миллионы верующих только за то, что они исповедовали Иисуса своим Господом. В Риме была свобода исключительно для языческих религий, но истину там не терпели.

А теперь давайте перенесёмся в двадцатое столетие, и поговорим о Советской империи. В СССР проживало более ста сорока народов и народностей, и у каждого народа – своя культура, свои обычаи. И, согласно Конституции, каждый народ имел право развивать свою культуру. Однако, мы хорошо помним, что всё было не так просто. В Союзе все были равны только до тех пор, пока были согласны верить в официальную идеoлогию и прославлять официальных идолов, чьи статуи стояли чуть ли не на каждом углу. Но евангельские христиане не принимали той идеoлогии, и поэтому многие законы о равноправии на них в реальности не распространялись.

А теперь давайте проанализируем, что происходит сейчас в Америке. Я учусь в колледже, где приобретаю специальность мед брата. В учебниках по медицине очень широко обсуждается вопрос «культурного разнообразия», но не трудно заметить, что под этим соусом нам как будущим медикам предлагают заняться медитацией и релаксацией. От нас ожидается, что в будущем мы тоже будем активно обучать своих пациентов медитации и релаксации. Дескать, это полезно для здоровья. Студентам навязывают восточные религии, несмотря на то, что религия официально отделена от системы образования. Но почему они не предлагают студентам практиковать христианство? В Библии написано, что Бог может исцелять больных по молитве, и миллионы людей в мире пережили такие исцеления, и многие из этих чудесных исцелений задокументированы. Как-то раз я делал доклад в колледже на тему «культурного разнообразия». И я задал этот вопрос аудитории. И у одной американки спонтанно вырвался ответ: «Они не предлагают нам практиковать христианство, потому что они боятся. В американских учебных заведениях можно без страха пропагандировать любую религию, но вот за проповедь христианства могут появиться неприятности. И это знают все. Более того, в учебниках содержится много критики в адрес христианства. Например, в одном учебнике показано, как анализировать эпидемиологическую ситуацию. В учебном сценарии дана вводная: в районе резко возросла заболеваемость венерическими заболеваниями среди школьников. Далее показано шаг за шагом, как собрать и проанализировать нужную информацию, чтобы таким образом докопаться до причин эпидемии. Особо отмечено, что нужно обратить внимание на тот факт, что местные школы находятся под влиянием родителей-христиан и церквей. В конечном итоге делается вывод, что причина вспышки венерических заболеваний якобы в том, что школы в данном районе, находясь под влиянием христиан, отказались от преподавания так называемого «безопасного секса».

А теперь для сравнения посмотрим, что пишут о нехристианских религиях. На этот раз мы заглянем во всю ту же главу о культурном многообразии, но уже в учебнике по психиатрии. В этом учебнике уделяется много места индейской культуре. В самых почтенных тонах описано то, что индейцы верят в шаманизм, и шаманы пользуются у них большим авторитетом. А также сказано, что система здравоохранения тесно сотрудничает с ассоциацией индейских шаманов на основе взаимоуважения. В конце главы даны вопросы на закрепление. Сценарий звучит так: В поликлинику пришёл индеец с жалобой на острую боль в ноге. Он сказал, что нога болит давно, и что всё это время он лечился у шамана. Вы осмотрели ногу и увидели на ней большую гноящуюся рану. Вы сказали пациенту, что ему нужно срочно ехать в отделение скорой помощи, но пациент отверил, что без сопровождения шамана он никуда не поедет. Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации? Предлагается несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать единственно правильный:

А). Сказать пациенту, что по вине шамана болезнь запущена.

Б). Сказать пациенту, что шаманов в больницу не пускают.

В). Позвонить шаману и попросить его убедить пациента поехать в отделение скорой помощи.

Г). Дождаться шамана и вместе с ним поехать в отделение скорой помощи.

Ну, как вы думаете, какой из этих вариантов единственно правильный? Конечно же, последний вариант, ведь система здравоохранения и ассоциация шаманов сотрудничают на основе взаимоуважения. Как видим, в «правильном» ответе нет ни слова упрёка в адрес шамана, хотя понятно, что по его вине пациент запустил болезнь.

В этом и есть вся суть философии «Нового века» вообще и предмета «культурное разнообразие» (diversity) в частности: на словах признаётся равенство всех, а на деле – сплошные двойные стандарты: на евангельских христиан, которые выступают за моральную чистоту, возлагают вину за вспышку венерических заболеваний, и в то же время ни слова критики в адрес заблуждений эпохи каменного века! Более того, если студент, отвечая на вышепроцетированный вопрос, выберет вариант «А», то есть тот вариант, где даётся честная и справедливая оценка деятельности шамана, этот ответ засчитан не будет, и оценка будет снижена.

Теперь давайте ещё заглянем в учебник «Управление в медецине». В конце главы на всё ту же тему даны вопросы на закрепление, и, как всегда, в виде сценария. А сценарий такой: «В отделении, где вы работаете, одна особенная медсестра неустанно рассказывает пациентам и их семьям о своих христианских религиозных верованиях. Вас попросила заведующая поговорить с одной еврейской семьёй, потому что они очень расстроены тем, что медсестра говорила с ними неподобающим образом». Как видим, этот сценарий изображает медсестру-христианку в негативном свете. И ещё раз повторюсь: вы нигде не найдёте ни полслова критики или неприятия нехристианских религий и культур, а вот сеять неприязнь к евангелистам – это пожалуйста. И на основе этого сценария даны три вопроса, на которые студенты должны дать ответ.

    1. Что вы сделаете в первую очередь? Конечно же, в первую очередь нужно извиниться перед «оскорблённой» семьёй за «нерадивую» сотрудницу.

 

    1. Как вы можете помочь медсестре начать ценить разные религии? Ей нужно объяснить, что все религии учат добру – такой ответ ожидается от студента.

 

  1. Что является потенциально положительным исходом в данной ситуации? Ответ, который они хотят услышать, таков: потенциально положительным исходом является то, что медсестра осознает, что всех религиях есть что-то положительное. Но для христианина, сделать такой вывод – это всё равно, что отречься от Библейских истин и Христа. Мы верим во Всемогущего Бога, Творца всего видимого и невидимого и Его Сына Иисуса Христа, Который воскрес из мёртвых и тем самым даровал нам надежду на воскресение и жизнь вечную. Разве можем мы признать, что идол, вырезанный из куска дерева, равен Богу, Которому мы служим? Но именно этого от нас хотели бы услышать последователи учения «Новый век», и именно к этому выводу ненавязчиво подталкивают студентов в американских учебных заведениях. Так какой же потенциально положительный исход в данной ситуации? Давайте подумаем об этом, но не с точки зрения учебника, а с точки зрения Библии. Для этого мы мысленно перенесёмся в Вавилон. В Библии читаем, что царь Навхудоносор сделал золотой истукан и поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И глашатай громким голосом объявил, что все должны поклониться этому идолу. «Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, ценвицы, гуслей и всякого рода музыкальных инструментов, то пали все племена, народы и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навхудоносор царь. (Дан. 3:7). Но тут произошло непредвиденное: Навхудоносору донесли, что мужи иудейские Седрах, Мисах и Авденаго не поклонились истукану. Тогда Навхудоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго, и приведены были эти мужи к царю. Навхудоносор сказал им: «С умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, который я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час будете брошены в печь, раскалённую огнём… (Дан.3:13-15). Царь разгневался и угрожал, однако, дал мужам иудейским ещё один шанс. Вавилонская империя была многонациональной, но все народы этой империи поклонились одному идолу, забывши о своих собственных религиях. И мужам иудейским, чтущим Единого Бога, дали ещё один шанс. И в современном мире мы наблюдаем такую же тенденцию: экономисты работают над вопросом глобализации экономики и введения общей валюты; людям навязывают идентификационные номера; религиозные лидеры заняты вопросом объединения разных религий… мир объединяется, чтобы в конечном итоге поклониться единому правителю и признать его за бога. Но весь этот суетный шум и звон не может заглушить проповеди Евангелия. И как в своё время царь Навхудоносор злился, так и сейчас мир сей злится на нас за то, что мы проповедуем спасение в Иисусе Христе и говорим, что нет другого пути. И как в своё время царь Навхудоносор дал «шанс» трём благочестивым иудейским мужам, так и сейчас мир сей предлагает нам свой «шанс»: дескать, мы вам всё простим, только признайте, что все религии хороши и перестаньте проповедовать Христа.

Недалеко уже то время, когда объединение завершиться и повсеместно будут говорить: «Мир и безопасность». Но что это будет за мир? Давайте опять обратимся к книге пророка Даниила. «Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепиться сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесётся, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушён – не рукою». (Дан.8:23-25). Давайте задумаемся над словами: …и среди мира погубит многих. (Под словом «мир» здесь имеется ввиду мирное время). В современном мире много страданий. Каждый день в «Новостях» сообщают о новых терактах и боевых столкновениях. Но все те страдания, о которых говорят в СМИ – это те страдания, которые сами безбожники причиняют друг другу. Но в то же время десятки миллионов христиан в мусульманском мире и коммунистическом Китае подвергаются жестоким преследованиям. Но средства массовой информации обходят молчанием страдания невинных христиан. Они просто к этому безразличны. Они говорят, в основном, о своих страданиях – и отчаянно ищут выход. А выход они видят в экономическом и религиозном объединении. Когда же объединение завершиться и вся власть будет сосредоточена в руках антихриста, тогда настанет долгожданное, но короткое мирное время. Это значит, что безбожники не будут воевать между собою, но преследование детей Божьих усилится во сто крат. Это будет период страданий для христиан, но безбожники будут говорить «мир и безопосность», потому что, как и всегда, им будут безразличны страдания невинных христиан.

Седрах, Мисах и Авденаго отказались от заманчивого предложения царя Навхудоносора, и в одно мгновение он сменил милость на жестокую ярость. Сейчас мир сей ещё предлагает нам по-хорошему отказаться от своих убеждений и обещает нам за это отречение «потенциально положительный исход». Но, взирая на пример древних иудейских мужей, мы отказываемся от их предложений и знаем, что, согласно библейским пророчествам, в ответ на наш отказ последуют жестокие гонения, приближения которых мы уже чувствуем. И, подобно как, Бог спас Своих верных последователей от руки вавилонского тирана, так и наше избавление придёт от Единого Всемогущего Бога, слава Ему!!!

 

Леонид Каночкин, Кливленд, СШАЛеонид Каночкин
Декабрь 2005