Обычаи и дела дома Ахава

Современный мир со своими идеями, проектами, новыми технологиями, заботами, победами, успехами все-таки глубоко несчастен. Мы это видим на работе, учебе, отдыхе; слышим от соседей, попутчиков или из новостей. Радость непродолжительна, успех – сиюминутный, слава  временна, денег всегда мало и хочется все новых и новых ощущений. В нашем обществе, к сожалению,  не культивируется почитание Заповедей Божьих, чтение и изучение Священного Писания, налаживания отношений с Господом Богом, любовь к ближнему. Отсутствие этого в умах и сердцах людей ведет современную цивилизацию, как и когда-то Израильское Царство, к гибели. Как предотвратить надвигающуюся катастрофу, как уцелеть и остаться живым? Чтобы узнать об этом, мы  обращаемся к Библии за советом и помощью. Она нас поведет по дороге жизни, а не смерти; благословения, а не проклятия; света, а не тьмы. Обратимся к пророку Михею Морасфитинину, которому было слово Господне о Самарии и Иерусалиме, чтобы уразуметь причины бед и катаклизмов, надвигающихся на наш мир.

Сохранились у вас обычаи  Амврия и все дела  дома Ахавова , и вы поступаете  по советам их; и предам Я тебя опустошению и жителей  твоих посмеянию, и вы понесете  поругание народа  Моего. Мих. 6:16

Через пророка Михея Форасфитинина, который пророчествовал спустя150 лет по прошествии упомянутых нами событий,  Господь обличает и вразумляет Израиля и Иуду, чтоб они отвратились от злых дел, от беззакония, от идолопоклонства, от насилия,  чтоб не быть истребленными. Причиной бед государства Бог называет сохранение обычаев Амврия и дела дома Ахавова. Поэтому рассмотрим пристальнее пример Израильского царя Ахава.

Ахав… Кому из исследователей Священного Писания не знаком этот библейский персонаж? Могущественный правитель и опытный воин, славный полководец и строитель дворцов, крепостей и хранилищ в таких местах, как Дан, Мегиддо, Изреель, Асор и Самария. Он  был 7-м царем в  Израильском (северном) царстве и царствовал в Самарии, как повествует 3-я  Книга Царств, 22 года (с 873 – 852 до н.э.). Его отец, Амврий, был родоначальником династии (из которой Ахав был самым ярким представителем), основателем новой столицы государства – Самарии (прежде столица была в Фирце), и, к сожалению, последователем путей Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиль в грех идолопоклонства, чем и прогневил Господа Бога Израилева. Не удивительно, что  сын Амврия Ахав унаследовал привычки и пороки отца. Не только унаследовал, но и «успешно» развил. Чем же Ахав был так противен Богу? За какие проступки он справедливо считается негативным примером в Библии? На эти и многие другие вопросы ответы находятся в Священном Писании, и мы сейчас же к нему обратимся.

Рассмотрим эти составные падения  Израильского Царства.

Как утверждает летописец:

«Делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему; и поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою» 3Цар.16:30:33.

1.Что значит впасть в грехи Иеровоама? И что это за гнусное  дело, которое Господь ненавидит?

Библейская история не знала бы такого имени как Иеровоам, если бы Соломон, царь Израиля, твердо держался заповедей Божьих и уставов Его. Из-за того, что Соломон позволил себе игнорировать Божье слово, и умножил себе жен (притом из других народов), которые ввели его и Израильское царство в идолопоклонство, Бог через пророка Ахию обещает Иеровоаму, сыну Наватову, сделать его царем над десятью коленами Израиля. Но ставит условие: «Если будешь соблюдать все, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля; и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни»  3 Цар.11:38,39.  К сожалению, Иеровоам не внял словам Господа. Как и в ситуации в которую попал Саул, когда народ начал разбегаться от него, Иеровоам руководствуется не словом Бога, а политическими критериями: «Царство может опять перейти к дому Давидову; если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому» 3 Цар.12:26,27. И опять слышим подобно словам Саула: чтоб народ от меня не ушел. Как мелко и примитивно по сравнению с обетованием Божьим. Плотское мышление его сердца не могло привести Иеровоама к угодным Богу делам: это «суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» Рим.8:7,8.  Поставив двух тельцов на юге в Вирсавии, и на севере в Дане он тем самым отвращает народ от посещения Иерусалима и вводит его в грех идолопоклонства. Таким образом, Иеровоам стал противен Богу, и притчею в Израиле.

Этот же «сорт» идолопоклонства наблюдается у Ахава, что и поставлено Богом ему в вину.


2.Взял в жены Сидонскую принцессу Иезавель.

Ахав не был пионером, когда женился на представительнице языческого народа. Исав, Давид, Соломон и другие совершали одну и ту же роковую ошибку в своей жизни. Господь никогда не благословлял брачный союз израильтян с иноплеменными женами.  Именно иностранные жены, и особенно рожденные от них дети были прихотливы, богопротивны, убийцы, захватчики, развратники (Сепфора, Авимелех, Авессалом, Ровоам, Иорам и  др.). Подавая худой пример в царстве им следовали князья, старейшины и даже, страшно  сказать, священники. В Израиле ослабевала мысль, что Господь есть Бог, что Его Закон – святыня, и живущий по Его заповедям будет жить. Все это приводило верхушку власти, а с ними и весь народ к отступлению, измене и вызывало гнев Господа.

Еще Авраам заклинал своего раба, чтоб он не брал для его сына Исаака жены из дочерей хананейских, чтоб связь с ними не ввела Исаака в грех и идолопоклонство. В Новом Завете ап. Павел в «Первом послании к Коринфянам» обращает внимание церкви на правильный выбор супруга: «…только в Господе».

Неудачный, и даже, можно сказать, фатальный выбор Ахава – Иезавель,  привел его и царство, которым он управлял, к наказанию Божьему. С приходом  в его жизнь царицы Сидонской, Иезавели, которая была несдержанной, бессовестной, мстительной, решительной и одержимой женщиной, появился в Израиле культ поклонения Ваалу и Астарте (450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты), увеличилась ненависть к священникам и пророкам Божьим, возвещавшим волю Господню к Его народу.  Царство более и более погружалось во тьму язычества. Идолопоклонничество стало государственной религией. Милостивый Господь посылал к ним Своих слуг (пророки Илия и Михей и др.) для вразумления их и отвращения от язычества. Но они не слушались Его. Очень, очень  печально!

Я лично знал одного брата, который познакомился с мирской девушкой Валей. Она ему понравилась, и у них завязалась дружба. Он приводил ее несколько раз в собрание, но она не выказала интереса к его вере и упованию. Заметив за ним некое охлаждение к Богу, я старался по-дружески наставить Андрея, чтоб его знакомство с Валей не переросло в «роман с последствиями». Я предостерегал, что, если она не покается, не примет Иисуса Христа как личного Спасителя, то может случиться, что ты сам оставишь Господа (я приводил ему в пример Самсона и Далилу). Он меня уверял, что такого не случится. Жизнь доказала обратное. Она отвернула его от живого Бога. Теперь он отступник. Какой же вывод нам из этого сделать? Соединение в брачный союз с людьми, не знающими Господа,  Его Закона, не возрожденными свыше, чревато фатальными последствиями не только для супругов, их детей, но и для государства. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтоб сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «Два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» 1 Кор. 6:15-17. Сохрани нас, Господи, от такого греховного пути, а помоги твердо держаться пути Евангельского!

3. «И когда Иезавель истребляла пророков Господних…».3Цар.18:4

 «…и пророков  Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее».3Цар.19:10

Еще одно дело дома Ахава: убийство пророков Господних.

Эти места Священного Писания свидетельствуют о том, что Ахав ненавидел Слово Господне, изрекаемое слугами Иеговы, Бога живого и Всемогущего. Иезавель еще более Ахава ненавидела Бога, Его Закон, Его слуг (пророков, священников), а также народ израильский. Причины этой ненависти надо искать в духовной сфере, а не в политической, экономической или моральной. Дух, которым были наполнены Ахав и Иезавель – бесовский, демонический, а Дух, которым были напоены Илия и пророки – Дух Божий. В этом и состоит конфликт двух миров, двух царств: Божьего и дьявольского. И война эта проходит на поле душ человеческих. Изначальным планом дьявола было уничтожение рода человеческого, ибо человек создан по образу Божьему Быт.1:26. Отвращение, злоба, ненависть и желание погибели их души и тела – вот что питает сатана к людям в целом и к народу израильскому в частности.

Представьте себе, какой силы была ненависть, что Илия говорит о том, что он один остался пророк! И даже после победы на горе Кармил просит себе у Бога смерти. Напротив, Господь, зная, что израильтяне суть Его народ (хоть и вовлеченный в идолопоклонство Иеровоамом ), желает, как Бог и Отец жизни и добра. Поэтому и посылал израильтянам Своих представителей для увещевания, наставления и отвращения их от злых дел тьмы, от поклонения идолам. «Сколько раз, – как говорил Спаситель о Иерусалиме, – хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Мат.23:37 . Эти слова Иисуса полны скорби и сожаления о народе, находившемся в плену гордыни, зазнайства и лживых мечтаний.

Иисус Христос – Мессия, более пророка, был не воспринят властью духовной и мирской, и с Ним также поступили, как с пророками поступила Иезавель – предали смерти.

Дело в том, что живое Слово Бога в грешнике производит работу к спасению от смерти, оно его будоражит и сильно обличает. Поэтому многие люди не хотят слышать ПРАВДУ о себе. Она мучит их, заставляет пробудиться, отрезвиться, выводит из состояния «греховного комфорта» и ведет к ПОКАЯНИЮ, к примирению с Богом, к изменению образа жизни. Именно изменений не желает грешник, поэтому человеку проще закрыть уши от слушания, очи от видения, сменить место жительства, выключить радио или телевизор, когда там звучит Слово Бога, чтоб оно не потревожило его греховность, или, как в случае с Ахавом и Иезавелью, истребить пророков, говорящих Слово Бога к ним и народу, чтоб не просветиться.  И тогда грешнику кажется, что проблема решена, что проблемы нет, а значит, и нет наказания.

Так думала и Иродиада, жена Ирода. Пророк Иоанн с правдой Божьей ее не устраивал. Как показывает история, праведник, обличая грешников, всегда очень рискует. Рисковал  Иоанн. Но он знал, что он делает. Его святое естество не могло мириться с беззаконием, творимым царем и царицей в Израиле. За правду пророка ненавидела Иродиада, поэтому и научила дочь просить царя принести голову Иоанна на блюде в царский зал, когда Ирод дал опрометчивую клятву.

В наше время борьба идет не за престолы, власть, но, как и в древние времена, за души людей. Следует здесь заметить, что Илия, Михей и другие пророки не претендовали на престол Ахава и Иезавели, они не жаждали мирской власти, не были конкурентами в предвыборной гонке и в этом смысле не представляли никакой угрозы правящей династии. Так же не интересовали их сокровища и имущество царя. Угроза от них исходила для сатаны и его царства, потому шла ожесточенная борьба за души человеческие, с одной стороны, Господь со своими слугами – пророками, а с другой –  сатана со своими приспешниками – Ахавом, Иезавелью, пророками Ваала и Астарты. Кому будут принадлежать они: Иегове или сатане?

И во времена римских императоров и в советское время Церковь не представляла властям никакой политической или экономической угрозы. За что же была так жестоко гонима?  За принадлежность к царству Иисуса Христа! Евангельская церковь не состояла ни в какой–либо партии, не принадлежала ни к какому крылу или политнаправлению. Ее ненавидели и уничтожали за то, что в ней присутствует Дух Божий и Его Слово, которое ведет грешника от тьмы к свету. Вся борьба Церкви шла, идет и будет идти за ПРОСВЕЩЕНИЕ  рода человеческого. Это и ненавидит сатана. Это и ненавидела Иезавель, а ее муж был настолько слаб, что не мог повлиять ни на одно решение своей жены.

Пророки Божьи были и есть носителями Слова Бога. Неприятие их слов есть неприятие самого Бога, пославшего их сказать это Слово. Лук.10:16.

Многие великие мира сего и их притязания на абсолютную власть на земле канули в небытие, а Церковь Иисуса Христа живет вовек. Бог бодрствует над своими слугами и охраняет их  как зеницу ока Своего. Так и Авдий, начальствовавший над домом Ахава, муж «богобоязненный от юности своей», сохранял на свой страх и риск сто пророков Божьих «в пещерах, питая их хлебом и водою» 3 Цар.18:12,13. Так сберегали многие люди представителей Господних в разные эпохи гонений на Церковь. Все гонители слуг Господних закончили жизнь плачевно. Плохо кончил Ахав, низко и позорно – Иезавель, а пророк Божий Илия был взят живым на огненной колеснице в вихре на небо. Противников Бога ожидает участь Ахава и его жены,  участь пророка Илии ждет всех верных последователей Христовых. 1Фес. 4:15-18.

4.Обратим теперь наше внимание еще на один обычай дома Амврия, а, следовательно, и Ахава – угрозы.

«И послала Иезавель посланца к Илии сказать: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра  к этому времени не сделаю с твоею душею то же, что сделано с душею каждого из них».3Цар.19:2.

Характеру Иезавели было не присуще быть побежденной. Потому и реакция ее не замедлила проявиться. Смириться с тем, что государственный культ потерпел сокрушительное поражение от одного человека, она не могла и не хотела. Крики толпы «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» не могли не прозвучать в ее сознании как гром среди ясного неба. Огонь от Бога, нисшедший на жертву Илии, обнажил пред всем народом пустоту идолопоклонства, государственный  всенародный обман. Народ увидел Божью силу в действии, а пророков Вааловых в бессилии и глупости. Оказалось, что царь,  царица и двор оказались слепы и глупы, придерживаясь культа Ваала и Астарты.

Не секрет, что религия во многих монархиях служила ее опорой. Жрецы и жрицы, так называемые пророки и пророчицы, весталки и многие другие, питающиеся от этого культа всячески поддерживали свое «поклонение» обманом, шарлатанством, подделками, страхом, многочисленными жертвами, приношениями, возлияниями.  Илия начал разрушать солидную статью дохода благополучия, материального процветания не только их, но и государства. Народ начинал прозревать. Всего этого она не могла просто так терпеть и решила действовать, – действовать угрозами.

В. Даль в Толковом словаре русского языка объясняет слово угрожать так: грозить, стращать, наводить опасность. Именно наводить опасность и было истинным желанием Иезавели:  уничтожить своего «обидчика» – пророка Илию. Дело в том, что одним из жертвоприношений Ваалу было приношение в жертву детей. Любое идолопоклонство воспитывает в человеке эгоизм и жестокость. И неудивительно, что ревностная поклонница Ваала Иезавель ни чем положительным не отличалась. Она жестока и эгоистична, готова любой ценой (и даже ценой смерти противника) достичь цели. На ее стороне государственная власть и она, ни кого не боясь, открыто заявляет Илии, что его уничтожат так же, как  он умертвил ее пророков. Вечная борьба света и тьмы  обострена до предела.

Чтобы вывести народ из рабства и просветить его, свету нужно было вести брань с тьмою. Моисей получил угрожающее заявление фараона: «Берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь» Исх.10:28.  Но это уже не изнеженный принц Египта, а муж, знающий Божий голос, не самодовольный и самоуверенный царевич, а вождь, друг Господний. Бояться ему угроз фараона нечего, с ним – Бог Израиля. Намного позже, в Вавилоне, бросят в печь трех мужей не за коррупцию, разврат, измену или разглашение государственной тайны, а за то, что не поклонились истукану. Были и там угрозы Навуходоносора, но они не возымели действия на них. Анания(Седрах), Мисаил(Мисах) и Азария(Авденаго) не убоялись угроз царя и, хотя прошли огненное испытание, остались живы и невредимы.

Новозаветные страницы также полны примеров угроз. Приведу только один из них.

Петр и Иоанн, идя в храм, Божьей силою совершают чудо: исцелен «человек, хромой от чрева матери его» Деян.3:2. Молва об этом распространилась мгновенно. Дошел слух об этом исцелении и до духовных лидеров. Весть об Иисусе Христе звучит по всему Иерусалиму, от проповеди Петра уверовало пять тысяч людей – и это раздражает духовников. Апостолов заключают в темницу, а на следующий день слушается их дело, где выносится вердикт: «Чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем ни кому из людей» Деян.4:17. Борьба продолжается. А когда тебе угрожают как ты поступишь, уважаемый читатель? И если кто-либо твое желание не исполнит или будет портить жизнь, будешь ли угрожать?

Как приятно поклоняться Иисусу Христу и быть просвещенным Евангельской вестью! А не так, как Иезавель и Ахав. Наш Господь не воспитывает в своих учениках жестокость и эгоизм. Он нам показал пример терпения в скорбях и страданиях, благословения врагов, а не проклятия. Подумайте только, имея всю верховную власть на небе и на земле Иисус, проходя определенное Ему поприще от Отца, «будучи злословим, но не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному» 1Пет.2:23.  Вот к этому мы и призваны: быть похожими на Христа и идти по Его следам.

5. Господь Бог достоин хвалы и поклонения за великое милосердие и терпение к нам, грешникам! Не желание смерти Ахаву, а терпение его наглости и порочности, идолопоклонства и беспринципности в вопросах чести, – все это характеризирует отношение нашего Спасителя к людям. И эта любовь Бога к грешнику проявилась в жизни Ахава вполне.

Война, кому в мире не известно это страшное слово! Война – это всегда серьезное испытание для любого государства. В высшей степени профессионально экзаменируются царь и военачальники, армия и фортификационные сооружения страны, единство, сплоченность народа и служители культа. Испытание грозило и израильскому царству.

«Венадад, царь Сирийский, собрал все свое войско, и с ним были тридцать два царя, и кони и колесницы, и пошел, и осадил Самарию» 3Цар.20:1.  Видя все это, и то, что армия противника значительно превосходила армию израильтян количественно, Всевышний Бог, в обстоятельствах объявления войны, не оставил нечестивого царя без откровения свыше. « И вот, один пророк подошел к Ахаву, царю Израильскому, и сказал: так говорит Господь: «Видишь ли все это большое полчище? Вот, Я сегодня предам его в руку твою, чтобы ты знал, что Я Господь» 3Цар.20:13. Что же мы видим? Царь, недостойный внимания Божьего, удостаивается этого внимания (мы, люди, не так бы поступили). Почему так поступает Господь?

Во-первых, потому, что израильский народ – это Его избранный народ, и Он не хочет его оставить  без опеки и защиты, – ибо они  потомки Авраама. Во-вторых, Господь еще раз желает засвидетельствовать Ахаву, царскому дому, военачальникам, армии, что Он Господь. Царь принял благое Слово Бога, и была одержана славная победа над врагом. Но на этом противостояние Сирии и Израиля не закончилось.

Пророк, имя которого не упоминается в Библии, продолжает открывать Ахаву, чего ждать от сириян в следующем году.  «Пойди, укрепись, и знай и смотри, что тебе делать; ибо, по прошествии года, царь Сирийский опять пойдет против тебя». Как сказал Бог, так и случилось. « По прошествии года, Венадад собрал Сириян, и выступил к Афеку, чтобы сразиться с Израилем… И подошел человек Божий, и сказал царю Израильскому: так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: «Господь есть Бог гор, а не долин», Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Господь» 3Цар.20:26-28.  Иегова уверяет царя: верь Мне и будет победа, ведь Я –  Царь-царей!  Ахав охотно верит этому Слову, ведь перед ним большое вражеское полчище. Верит также и потому, что в прошлом году Бог уже даровал израильтянам победу над сирийцами. И снова, как и ранее, великая победа за Израилем! Но дальнейшие события обнажают пред нами острую проблему в отношениях человека с Богом: охотно слушаться Слова Божьего, когда ты в беде, во спасение тебе от Бога посылаемое, и не внимать Его Слову, когда тебе полегчало  в жизненных ситуациях. Это великая ошибка Ахава. Да не войдет это в обычай для нас! Дело в том, что гнев Божий вызвало своеволие Ахава в отношении побежденного  Венадада. Ахав не умертвил вражеского царя, а даровал ему жизнь вопреки желанию Бога, подчеркнув, что в его власти жизнь и смерть, и он владыка над всем, а не Господь Бог. В этом деле царя обнаружились своеволие и гордыня.

Так же поступил первый царь Израиля Саул. Пойдя, по Слову Божьему уничтожить Амалика, и не предав заклятию все, что принадлежало нечестивому Амалику, не убив его царя Агага, Саул попал под гнев Божий, и его царствование над Израилем не было закреплено и благословлено Богом. Более того, он был отвергнут, и Бог нашел иного, «…по сердцу своему», на царский престол – Давида, сына Иессеевого. Самуил говорит по этому случаю Саулу такие слова: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление  то же, что идолопоклонство» 1Цар.15:22-23. Поэтому, половинчатое послушание Господу расценивается Им, как непослушание в целом. Именно половинчатое послушание, половинчатое служение Богу есть самой актуальной проблемой в Евангельской церкви сегодня. Такого рода «хождение» перед Богом не будет авторитетным пред Ним в день оный: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» Мат.7:21-23. Таково наказание за половинчатое служение Богу. Сия участь ужасна!  Да сохранит нас милостивый Господь от такого конца!

6. Криминальное дело, в котором замешано первое лицо страны, Ахав – это ужас! Событие, о котором сейчас пойдет речь, полно вопиющей несправедливости, лукавства и безразличия – убийство Навуфея Изреелитянина, по сфабрикованному обвинению в хулении Бога и царя. Это злодеяние было еще более ненавистно Богу, чем прежние деяния Ахава. Суд ему, от лица Бога, озвучивал пророк Илия. Но не будем забегать вперед, а рассмотрим все по порядку.

« И было после сих происшествий: у Навуфея, Изреельтянина, в Изрееле был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него у меня будет овощный сад; ибо он близко к моему дому, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит» 3 Цар.21:1,2.  Не искушенный читатель скажет: «В чем обвинять царя за это деловое предложение, ведь Ахав обнаруживает грамотность в ведении переговоров об уступлении Навуфеем в его пользу своего виноградника?». На первый взгляд, оно так и есть. Но, если повнимательнее всмотреться в желание царя, то можно в нем увидеть нечто, что при поверхностном просмотре и не заметишь. Для чего царю, который  владеет не малым движимым и недвижимым имуществом в царстве, еще один виноградник? Разве мало полей и слуг, работающих на них, домов и дворцов с прислугой, а также собственных виноградников? Видно, что мало! По сути, запланированное перепрофилирование виноградника Навуфея под овощный сад надо расценивать как прихоть Ахава. Здесь напрашивается параллель.

Желание Ахава и грех Давида, как его изобразил в притче пророк Нафан  богатым, отобравшим у бедного единственную овечку, « которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришед к нему, а  взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему» 2 Цар.12:3.4. Гнев Давида на богача всем известен. И в самом деле, для чего так желать еще кого-то, имея семь жен?! Но это говорит о расслабленности Давида. В то время, когда армия во главе с Иоавом ведет войну, ее главнокомандующий прохлаждается в Иерусалиме. Именно незанятость царя и неисполнение им своих прямых обязанностей привела его к падению. Это же говорит о неумеренных желаниях и интересах богача Ахава и его крайней испорченности. Истину сказал Соломон: «У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Прит.30:15. Согласуются с ним и слова апостола Павла об умертвлении «любостяжания, которое есть идолопоклонство» Кол.3:5. ( По В. Далю любостяжанье – корыстолюбие, жадность к богатствам, алчность, ненасытность). Идолопоклонником был царь, и не удивительно, что любостяжание жило в нем. Здесь для нас еще один урок и проверка своего духа.

Получив решительный и аргументированный ответ Навуфея о не желании продавать наследие отцов, Ахав сильно встревожился и огорчился до того, что после разговора с Навуфеем пришедши домой «лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел»

3 Цар21:4. Навуфей хорошо, как видно из Писания, знал закон Моисея о наследстве, который воспрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки Лев.25:10-28, Чис.36:7. Но если даже, по крайней бедности земля была таки продана, то должна без выкупа была возвращаться к первоначальному владельцу. Поэтому отказ Навуфея нельзя рассматривать как упрямство или своенравие (как это может показаться), он поступает согласно воле закона Божьего. Ахав, также зная это, не спешит применять насилие. Возможно, что еще не все препятствия к произволу в нем  были уничтожены. Для меня непреклонность в вопросе почитания Бога, отсутствие лести и подобострастного заискивания Навуфея перед властьимеющим есть примером к подражанию!

Но проследим и еще одну параллель. Иисус Христос, который пришел на землю исполнить волю Отца, не прельстился приманками сатаны, не продал своего достоинства и первородства (как Исав за чечевичную похлебку), но пребывал непоколебим в исполнении воли своего небесного Отца. Сколько их, героев веры, было всеми ненавидимыми  только за то, что говорили ПРАВДУ, невзирая на лица! Исаия, Иеремия, Михей, Илия, Захария, апостолы и  многие другие подвизались за веру в Господа, восставая против тьмы и мракобесия властей, заводящих народ в погибель. Именно откровение, которое они имели от Бога, о любви Его к людям было противно узурпаторам, тиранам и деспотам таким, как фараон, Навуходоносор, Ахав, Ирод, Седекия, Манассия.  Борьба Господа за свободу рода человеческого от зависимости бесовской продолжается. И Он обязательно победит, ведь Иисус Христос на кресте голгофском смертию смерть попрал! Аллилуйя!

Если бы жена Ахава не вмешивалась в его дела, то сложившаяся ситуация не получила бы такое трагическое развитие. Для демонстрации власти она была готова на все. При молчаливом согласии Ахава она начала действовать. Сколько из-за такого молчания совершено зла и беды родом человеческим! Это молчание преступно!

Судья Израиля, Илий, тоже молчал. И за свое молчание был Богом строго наказан смертью своих нечестивых сыновей, которые позволяли себе на святом месте бесчинствовать. Если бы Илий сразу возвысил свой голос и вразумил, а если надо было, то и пресек беззаконие в начале служения сыновей, то трагедии в семье не было бы. Но он предпочел сыновей Богу, и  получил должное возмездие за «благородное» молчание.

Так и Давид, «Никогда не стеснял его (Адонию) вопросом: «Для чего ты это делаешь?». Возможно, что отец не разглядел в затеях сына опасность. Но если разглядел и промолчал, потому что был очень обременен делами государственной важности, то это преступная халатность Давида. Многие пресвитера и служители в Церкви Христовой также предпочитают молчание, дабы не создавать дополнительных проблем для себя. Закрываются глаза на бесчинство родственников влиятельных служителей, на вражду, на лоббирование частных интересов, «съедание» неугодных, могущих отстаивать Божью истину и т.д.  Преступно молчаливых служителей пророк Исаия изображает «немыми псами, не могущими лаять, стражами слепыми, бредящими лежа, любящими спать» Исаия 56:10-11. Основная причина этого порочного молчания – корысть. Такими были и фарисеи. Такими, к сожалению, бываем и мы. Апостол Павел, наставляя молодого служителя Тимофея, говорит: «Согрешаюших обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели», «Ничего не делай по пристрастию» 1 Тим. 5:20,21. «Проповедуй слово, настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» 2Тим. 4:2.  Обобщая все это, можно сказать: НЕ МОЛЧИ!  Не молчи, когда лицемерят, обманывают, бесчинствуют, клевещут, оскорбляют, когда возносятся над другими, когда не послушны, ленивы и упрямы, когда проповедуют лженауки и учения бесовские, когда угнетают слабых, не поддерживают сирот и вдов. Поэтому, молчаливое согласие Ахава на написание от его имени писем и употребление с его ведома государственной  печати для скрепления этих писем, –  является для нас негативным примером жестокости к своим подданным.

Злодеями и соучастниками оклеветания Навуфея выступают также старейшины и знатные в Изрееле, к которым Иезавель послала письма, чтоб организовать убийство. Псы, стражи слепые, иначе их и не назовешь. Продажные шкуры, без каких-либо угрызений совести  организовывают судебный процесс над невинным Навуфеем, чтоб лишить суда правого. Какое отступление от заповедей Бога! Но чему мы удивляемся, – если рыба гниет с головы, то эта гниль обязательно проникнет во все сферы жизни общества. В народе говорят: «Каков поп, таков и приход». Известный хоровой дирижер, композитор и педагог П.Г.Чесноков в книге «Хор и управление им» пишет: «Если хор плохо поет, то виноват в этом его руководитель». Порочные старейшины и беспринципные знатные в обществе – это результат богопротивления царя, царицы, их детей, родственников и ближайшего окружения царского дома.

Иезавель, принимая вид набожности и ревнительства в законе Божьем  (пост, собрание),  преследует конечную цель – смерть Навуфея. Так бывает и в наши дни, когда в церкви назначается членское собрание для того только, чтоб «обезоруживать» правых, извращать и копаться в словах и делах ничтожно мелких, которые можно, при желании, решить с глазу на глаз, отстаивание и защита неправых, споры по пустым вопросам и т.д., и т.п. Да сохранит Господь наш дух  от глупости, лукавства и корысти! Общими усилиями царя, царицы, старейшин и знатных Изрееля цель достигнута: Навуфей как хулитель Бога и царя побит камнями.

Сплоченными  усилиями книжников, фарисеев, саддукеев, народа, Пилата и Ирода, которые в это время стали друзьями, а также ложных свидетелей достигнут желанный результат – распятие Христа на Голгофе. За преданность Богу и Его Слову надо иногда страдать. Библия говорит, что «желающие жить благочестиво будут гонимы» 2 Тим. 3:12, и еще: «Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.  Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по Его следам» 1Пет. 2:19-21.  Да, эти строки так неудобны некоторым христианам в наших церквях, и новейшим деноминациям, которые учат о радости, да о материальной прибыли от веры во Христа Иисуса, а о жертве, о сораспятии с Ним (Гал. 2:19) не учат, от того миллионы людей остаются во тьме духовного невежества и религиозного обмана.

Как же отреагировал Вседержитель по этому поводу?

Самое главное: Господь называет убийцу.  Им является царь Израиля – Ахав – «ты убил» 3 Цар. 21:19. Но мы можем возразить, что не Ахав убивал, а, скажем, Иезавель или старейшины, или те, кто непосредственно бросал камни в праведника. Нет и еще раз нет! Если Бог говорит, что убийца Ахав, то так оно и есть на самом деле. Вспоминаемый нами ранее Давид также попал под это определение, когда спланировал убийство Урии Хеттеянина. Посланный Господом пророк Нафан, придя к Давиду, после притчи сказал правду о нем и о его поступке: « ты убил» 2 Цар.12:9. И снова можно обвинить Бога в предвзятости к своему любимцу, ведь не рука Давида была на Урии, а рука Аммонитян. Но Господь не ошибается, когда озвучивает правду о нас. Молчание Ахава и план Давида – вот, по определению Бога, и есть истинные причины смерти Навуфея и Урии. Подытожив все это, скажем Господу в молитве: «Сохрани нас, Боже, от корысти, блуда и лукавства!».

Братья и сестры, как необходимо, чтоб мы имели чистую совесть и святые желания, чтобы  не уподобиться героям нашего повествования, и не быть отвергнутому, как Ахав, и не навлечь на свои семьи то, что навлек своим грехом Давид. Ап. Павел говорит, что необходимо  умертвить земные члены наши Кол. 3:5-17, ибо это мешает нам быть похожими на Того, Кто всего Себя отдал за нас, чтобы мы жили не по плоти, но по духу Рим. 8:1-17. А жизнь по духу и есть жизнь, угодная Богу!

 

7. За беззаконие, учиненное Ахавом, Господь через пророка Илию Фесвитянина определил для Ахава и его дома полное уничтожение. Суд Божий требовал смерти всего (подобно смерти Иеровоама и Ваасы) его рода  и даже «мочащегося к стене». Это обличение на него произвело должное действие: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» 3 Цар. 21:27.  Следует отдать должное Ахаву в том, что он был еще способен к покаянию. Это и отметил Господь, отложив, за смирение Ахава, исполнение приговора его дому. Давид, подобно Ахаву, после обличения Нафана, раскаялся искренно в своем грехе, и пророк сказал царю:«И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» Цар.12:13. Митрополит Филарет (Дроздов) о смирении Ахава пишет так: «Покаяние конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием».

Наступил трехлетний мир, нет войны. Но Ахаву не сидится спокойно, и он желает вернуть Израилю Рамоф Галаадский, который, на данный  момент, принадлежит Сирии. Приехавший к Ахаву в Самарию Иудейский царь Иосафат обещает военную помощь. Пророки Ахава провозглашают победу в походе, но Иосафата этот сонм и его обещания не радуют. Он спрашивает Ахава: «Нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа?» 3 Цар.22:7. Ахав говорит, что такой есть, – это Михей, сын Иемвлая (не путать с Михеем Морасфитининым), но он никогда обо мне не говорит ничего доброго. Сокращая текст, мы обратим внимание на слова Михея Ахаву, что Господь попустил духу лжи управлять твоими пророками и Господь изрек о тебе недоброе. По сути, пророк перед всеми огласил неудачу в походе. Но этого, на первый взгляд, не слышат Ахав с Иосафатом. Бог, возвестив будущее этого предприятия, не скрыл от них ничего. И мы видим в этом милосердие Божье к Ахаву и Иосафату (ведь Саулу Господь не отвечал вообще). Но планы человеческие кажутся им важнее.

Непослушание слову Бога, есть еще одним обычаем дома Ахава. Ахав очень хорошо понял сказанное Михеем и задумал спасти себя от приговора Божьего. Его план прост: «я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды» 3 Цар.22:30.  Желая спасти свою жизнь он, по сути, подставляет Иосафата (ибо он будет одет в царское облачение и на него будет обращено пристальное внимание сирийских стрелков) под меч сирийцев, а сам, одевшись в одежду воина, планирует сохранить свою жизнь от суда Божьего. Такие поступки можно квалифицировать как хитрость. Этот порок присущ нечестивым людям, для которых свои интересы превыше всего. Ахав был таким человеком, ищущим своей выгоды. Даже схитрив, Ахав не ускользает от Божьего правосудия, а Иосафата, который ничего так и не понял в этом «спектакле», Господь спасает от гибели на поле брани. Все, что Господь сказал через Илию и Михея – сбылось. Ахав умер от  раны нанесенной ему стрелой, Иезавель съели псы на поле Изреельском, семьдесят сыновей были обезглавлены и весь род его уничтожен Ииуем, которого Господь помазал в царя Израиля.

Поклонение идолам, женитьба на язычнице, ненависть к пророкам Божьим и слову правды, которое они от лица Божьего возвещают, угрозы, убийство, непослушание слову Бога, преступное молчание и хитрость – вот эти обычаи и дела ненавидит Господь в своем народе. Ведь даже Иорам, царь Иудейский, сын Иосафата и зять Ахава, также был убит Ииуем за то, что поступал по советам дома Ахава, а не по советам и заповедям Божьим.

 

Размышляя над библейскими текстами, вспоминается Господний призыв к Его народу:

«Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» Откр.18:4-5.

Наш Спаситель предостерегает нас от общности с мировой блудницей (Вавилоном), на которую так похож по обычаям, делам и советам дом Ахава. От того и наказание блудницы очень схоже с наказанием Ахава, Иезавели, да и всего их  рода.

Бог предупреждает нас, что, если мы не избавимся от обычаев и дел дома Ахава, будем  поступать по его советам, то опустошение придет в нашу жизнь, как в жизнь Самарии и Иерусалима, а также поношение и поругание. Для церкви приготовлена слава и почести, а не позор.

Будем же и мы твердо держаться пути Господня!

Павел Завьялов, 2012