Потерянное поколение
Летом этого года после долгого отсутствия я посетил свой родной город. Не буду уточнять его название, так как то, что я там увидел, можно увидеть в любом городе бывшего Союза, да и за рубежом. Сходил на встречу одноклассников. Многих их них уже нет в живых. Они ушли, не дожив и до половины своих дней, и притом большинство из них умерли по своей вине, от алкоголя и наркотиков. Да и из тех, что живы, многие сильно пьют; есть такие, которые и не пьют, но все равно жизнь не сложилась. Словом, потерянное поколение. Так назвали нас на заре Перестройки, в середине 80-х, когда мы только стояли на пороге взрослой жизни и когда тема молодёжных проблем неожиданно стала популярной в кинематографе, литературе и прессе. Итак, «потерянное поколение», – кто эти люди?
Термин «потерянное поколение» появился в Европе в период между двумя Мировыми войнами. Потерянное поколение стало лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнст Хемингуэй, Эрик Мария Ремарк и многих других. Потерянное поколение в классической интерпретации этого термина – это люди, призванные в армию в 18-ти летнем возрасте во время Первой мировой войны, рано научившиеся убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, сходили с ума. Подходит ли под это определение моё поколение, то есть те, кому сегодня чуть больше сорока? И да и нет. Да, в смысле, что многие спились, умерли от наркотиков или же просто не реализовали себя. И нет, в смысле, что моё поколение не видело войны, то есть причины трагедии лежат в другой плоскости. Некоторые, правда, прошли Афганистан и другие горячие точки, но всё равно их причислили к потерянному поколению ещё до того, как они туда попали.
На смену тем, кого на Западе назвали «потерянным поколением», пришло «бит-поколение» или «разбитое поколение» ( от англ. beat-generation). Первоначально этим термином назвали группу американских писателей, которые начали свою творческую деятельность ещё в начале 40-х и которые позже оказали огромное влияние на американскую молодёжь 50-х годов 20-го века. Центральные элементы культуры разбитого поколения – это эксперименты с наркотиками, сексуальные извращения, интерес к восточным религиям. Конец разбитого поколения столь же печален, как и конец потерянного поколения, хотя причины, на первый взгляд, совершенно разные: у потерянного поколения – невозможность реализовать себя в период послевоенной разрухи из-за отсутствия мирной профессии и душевой травмы после увиденных ужасов войны. Расцвет, если можно так выразится, разбитого поколения пришёлся на 50-е года 20-го века, когда экономика США была на подъёме, когда были возможности реализовать себя и найти своё место в обществе. Более того, философия «разбитого поколения» зародилась не где-то в трущобах, а в стенах Колумбийского университета, который входит в пятёрку самых лучших университетов США. В этом университете получает образование американская элита, у которой есть все возможности для самореализации, однако основоположники философии «разбитых» этих возможности отвергли.
И сегодня уже стало чуть ли не традицией называть всех тех, кто родился после Перестройки «потерянным поколением». Действительно, пьянство и наркомания среди молодёжи процветают. Кто-то оправдывает себя тем, что в условиях современного капитализма не имеет возможности получить образования и найти работу, подобно как такой возможности не было у тех, чья молодость пришлась на годы Первой мировой войны. Кто-то, наоборот, из очень состоятельной семьи и имеет все возможности для самореализации, но добровольно выбрал образ жизни трутня, как это сделали представители разбитого поколения в США. Словом, потерянное поколение и разбитое поколение в классическом значении этих терминов переплелись в современном обществе. А результат один: повальное пьянство и наркомания.
Итак, напомню, что впервые молодёжь в нашей стране была названа «потерянным поколением» в 1985 или в 1986 году, когда была ещё и возможность получить образование, и найти работу по призванию, ещё не было тех проблем, которые убивают молодёжь в современном обществе. Почему? Потому что привыкли в годы брежневского застоя, который, по понятиям многих якобы являлся периодом расцвета нашего общества, жить двойными стандартами: рукоплескать на собраниях партийным ораторам, а дома рассказывать анекдоты о партии и правительстве. Все тогда знали, что дома можно быть самим собой, но в обществе обязательно нужно надеть маску. И всё это лицемерие проходило на фоне общенародного пьянства. В результате к началу 80-х сформировалось молодое поколение, в котором цинизм, желание красиво жить, но при этом не работать дошли до критического уровня. В марте 1985 года началась Перестройка. Началась она с красивых и правильных слов о том, что так дальше жить нельзя, а также ознаменовалась борьбой с пьянством. Но все эти красивые слова остались словами: никто не хотел менять свой образ жизни и мышления, народ не хотел расставаться с бутылкой. В 1987 году я попал в армию. Хорошо помню, что слишком большим был тогда процент новобранцев, которые ничего не хотели делать и у которых вся радость солдатского бытия заключалась в воспоминаниях о том, как они пили водку на гражданке. Когда нас привезли в Ташкент, многие там впервые узнали, что такое анаша. И именно самые наглые и ленивые были в числе тех, кто к ней пристрастился. И когда сегодня причины пьянства и наркомании пытаются объяснить отсутствием возможностей реализовать себя в чём-то другом, то я говорю, что причина кроется прежде всего в нежелании жить нормальной жизнью.
Начался второй этап Перестройки, который ознаменовался тем, что на смену правильным и красивым словам, на которые, напомню, общество по большому счёту так и не откликнулось, пришёл беспредел и разгул криминала. Появились рэкетиры и прочая нечисть, у которой не было никаких проблем с кадрами, потому что, как я отметил выше, ещё к началу 80-х процент трутней среди молодёжи, готовой с головой уйти в криминал, превзошёл критическую отметку. Финальный этап Перестройки ознаменовался не только беспределом, но и началом массовых евангелизаций в нашей стране. Во всех кинотеатрах тогда бесплатно показали фильм «Иисус»; в конце сеанса каждый желающий мог бесплатно получить Библию и другую духовную литературу.
Если бы общество с самого начала откликнулось бы на те призывы, которые прозвучали в начале Перестройки, сегодня всё было бы по-другому. Сегодня модно объяснять причины полного экономического краха, которым закончилать Перестройка, предательством в высших эшелонах власти. Но я скажу, что такое предательство было бы невозможным, если бы люди вняли бы призыву начать перстройку с себя, то есть стать лучше, моральнее. При такой раскладке организованной преступности, которую в конце 80-х власть спустила с цепи с целью создания управляемого хаоса, просто неоткуда было бы черпать кадры. Впрочем, с точки зрения богословия, так быть не могло, потому что человек сам не может победить в себе греховную природу. Апостол Павел по этому поводу говорит: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим.7:18, 19) Но невозможное человекам, возможно Богу, – сказано в другом месте Писания. (Лук. 18:27). В конце 80-х начале 90-х по всем городам Союза проходили массовые Евангелизации. На огромных стадионах, под завязку заполненную людьми, звали к покаянию, евангельскому покаянию. И многие, как казалость тогда, каялись. На призыв евангелистов помолиться молитвой грешника откликались тысячи, и в этом был реальный шанс для страны. Если бы все эти люди поменяли бы свою жизнь согласно Библии, уверен, Бог не допустил бы тогда полного краха, но дал бы народу мудрость избрать честных руководителей, восстановить экономику, наладить жизнь. Но из тысяч, выходивших тогда на покаяние, только сотни приходили на курсы по изучению Библии; десятки посещали эти курсы до конца и лишь единицы вливались в церковь, меняя при этом образ жизни и приобретали «образ мыслей праведников». (Лук. 1:17) «…ибо много званых, а мало избранных», – говорится в другом месте Писания.(Мф 20:16). Иисус сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз я хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Лук. 13:34, 35) Читаем далее: «И когда приближался к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих. Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду… …за то, что ты не узнал времени посещения твоего. (Лук. 19: 41-44). Плачет Иисус и над нашей страной, потому что не узнала она времени посещения своего, в результате разорена и опустошена…
В «Послании Римлянам» сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства». (Рим.1:28) Вся наша страна слышала о Боге, но люди не заботились иметь Бога в разуме, поэтому начали упиваться зельем: в начале 90-х, когда сняли все ограничения на торговлю спиртным, народ начал массово спиваться. И сегодня алкогольные потери бывших стран Союза исчисляются миллионами жизней. Можно, конечно, до бесконечности возлагать вину на глобалистов за то, что они спаивают народы, особенно славянские, чтобы сократить население. Но все эти планы по спаиванию целых стран так бы и остались планами, если бы люди добровольно отказались бы от того зелья, которое им сегодня навязывают. Но люди не познали Бога – вот в чём корень зла.
Не искало Бога потерянное поколение, вернувшееся с фронтов Первой мировой; не искали Бога студенты Колумбийского университета и их последователи, в результате чего вошли в историю как «разбитое» поколение. Не искали Бога и хиппи – прямые наследники философии «разбитых», которые, кстати говоря, оказали какое-то влияние и на советскую молодёжь 80-х; не ищет Бога и современное общество. «Возмездие за грех – смерть… – говорит Библия (Рим. 6:23), вот почему так много людей в современном мире умирают молодыми. «…а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим 3:23) – такими словами заканчивается тот же самый 23-й стих, начинающийся грозным предупреждением о возмездии. Сама жизнь подтверждает истинность как первой половины этого стиха, так и второй: из числа тех, кто всё-таки обратился к Богу в эти кризисные времена и остался верным Ему, никто не умер от алкоголя или наркотиков, никого не убили и не покалечили на разборках в барах или ночных клубах, никто не попал в тюрьму. С голоду тоже никто не умер, и этот факт нужно принять к сведению всем тем, кто считает, что в современном мире жить честно невозможно.
И хотя эпоха массовых евангелизаций уже закончилась, призыв уверовать и покаяться по-прежнему звучит, по прежнему актуален. Сегодня каждый имеет возможность, либо ничего не менять в своей жизни и оставаться потерянным и разбитым, либо прийти к Богу с верой и покаянием, и тогда жизнь наполнится новым, непреходящим смыслом. В Библии читаем: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие…» (Втор.30:19) Другими словами, жить под проклятием или жить благословенной жизнью – это личный выбор каждого. И тут же Слово Божье даёт прекрасный совет: «…избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30: 19, 20). Что выберешь сегодня ты, уважаемый читатель?